ЧОП Форпост
ЧОП Форпост
 
+7 902 507-98-57
круглосуточный
+7 902 507-98-50
 
Услуги
 
 Известный всему миру спектакль Славы Полунина, существующее уже два десятка лет, побывало, наконец, в заснеженном Архангельске.
Зрители входят в зал, но не сразу проходят к своим местам. Кого-то уже слегка насторожили два «пояса» охраны: на входе в театр и на проходе в зал. Некоторые из очень серьезных дядек в пиджаках еще и с портативными металлоискателями.

 


Охрана под стать Президенту или патриарху, и чтобы такое у патриарха эстрады, одного из «королей смеха»? Но пойдем дальше, к своим местам.

Идти, кстати, тоже непривычно. Зал в полутьме, не сразу находишь свое кресло. Да и разыскивать его среди сугробов бутафорского снега из папиросной бумаги не так уж и просто — таковы «предлагаемые обстоятельства» для всех в этом зале: и артистов, и зрителей. В сговоре с сумерками и снегом звуковое оформление: городской шум, скрип трамвая, паровозное шипение и гудки, обрывки мелодий, которые виртуозно исполняют будто на дверном звонке. Легче всего себя здесь чувствуют дети: еще до начала представления в воздух то и дело взлетают вороха снега.

Путешествие в память…

Пещера? Память? Подсознание? Загадочно, смутно, и откуда-то очень знакомо… Да, знакомо… из детства! Так бывало в шалаше, сооруженном посреди комнаты из стола и всяких покрывал: смотришь из своей, близкой полутьмы на внешний мир, который сразу становится тревожным и таинственным даже здесь, в комнате. Вот и сцена театра драмы, кстати, оформлена выгородкой из каких-то огромных стеганых полотнищ. Это сразу и заснеженные холмы, и заиндевелые стены домов, и те самые покрывала. Границы мира, в общем…

А в зале, уже полном зрителей, не раз прокатываются волны аплодисментов, пока, наконец, сумерки не сменяются полной тьмой, а музыка нарастает до рева и взрыва. Но вот, это проходит: на сцене, уже под лирический вальс, появляется он — тот самый клоун в нелепом желтом комбинезоне и красных тапочках. Начинается история: малыша среди великанов, человека в мире, ребенка в городе. История одной жизни среди многих других. Смешная и трагическая, шутовская и очень серьезная история.

Зритель уже так давно находится в предвкушении, что, как только раздаются первые аккорды знакомых мелодий, весь зал тут же аплодирует в такт. Вплетены в канву представления и смотренные-пересмотренные по телевизору еще в юности полунинские номера: «Асисяй» с телефонами и «Блю канари». Правда, номера эти (вот досада!) — без участия самого Славы, а дублеры выполняют пассажи Желтого клоуна с разной степенью мастерства. Что заметно… Говорят, зрителям первого архангельского спектакля повезло: три-четыре репризы Желтого сыграл сам маэстро Полунин.

Недетский спектакль из детства

Обращало на себя внимание, конечно, и обилие в зрительном зале детей. Шутки шутками, но, все же, первое появление Желтого клоуна — с недвусмысленной петлей на шее, а ближе к концу первого отделения уже другой, утыканный стрелами, успевает выразительно умереть. На афишах (мелковато, правда) было написано: «на вечерние спектакли ограничен вход детей младше восьми лет». Но некоторые взрослые, вот странно, даже после представления уверяли меня: это же сказка, с клоунами, так как же это недетский спектакль?!

Всего Полунин сделал порядка тридцати спектаклей, но «Snowshow» возит по миру и России чаще других. Вот уже двадцать лет.

Из прежних интервью — высказывание Славы о «сНежном шоу»: «Как настоящий ребенок, я не в состоянии повторить то, что уже сделал. Мне не интересно делать то, что сделал вчера. Мы имеем постоянную конструкцию спектакля, но это всякий раз он совершенно разный».

Так было и в Архангельске: многое лишь обозначено, но не сыграно. Зато растягивание по залу паутины и финальная игра в шары со зрителями, снежный буран, выплеснувшийся в зал под мощное крещендо орфовской «Кармина Бурана» — конечно, сильный ход. Даже те, кто получил метлой по щам, был облит водой (а интерактив предполагал и такой способ взаимодействия), покидали зал счастливыми. Возможно, потому, что хотели выйти из зала счастливыми — так настраивались с самого начала, еще выходя из дома и припоминая милые и дикие выходки задорного, настоящего Полунина, каким видели его когда-то по телевизору.

Мсье Асисяй

С 1988 года Слава Полунин работает в основном за границей.
Жил в Лондоне, затем недалеко от Парижа, получил звание почетного жителя столицы туманного Альбиона. Во время гастролей на Бродвее газетой «Таймс» назван «лучшим клоуном мира».
Автор и соавтор тридцати спектаклей. Один из них, «Диаболо», поставленный во Франции, отечественный зритель вряд ли увидит на российских подмостках — уровень счастья, по словам маэстро, в нашей стране не позволяет этого сделать.
Начиная с 1989 года, несколько раз приезжал в Россию. Привозил шоу, организовывал фестивали клоунады и уличного перформанса. Все задумывал в своем доме — бывшей мельнице под Парижем.
Еще в советское время даже на черно-белых экранах телевизоров, было заметно, что творчество Вячеслава Полунина слишком яркое, слишком авторское для той страны и системы, в которой он начинал работать. Уже тогда в нем, одном из многих представителей классической советской эстрады, были хорошо видны зачатки «гражданина вселенной». Может быть, этот его неподобающий рост и стал той миной замедленного действия, вынудившей покинуть страну.
«Слава богу, я могу себе позволить быть свободным, — признается грустный клоун. — Это еще и заложено моим временем, эпохой 68-го, в котором я формировался. Это время повлияло на меня, что-то пробудило. И оно сформировало целое поколение. Анархия ведь тоже должна быть. Радостная анархия. Без нее нельзя. Не следует лишь переступать черту, когда анархия уже превращается в нечто, напоминающее терроризм».
Желание стать клоуном появилось, когда Слава посмотрел знаменитого чаплинского «Малыша». На него повлиял «человек, которого играл Чаплин. Человек в его идеальном состоянии». И в многочисленных интервью, и во многих спектаклях Полунин — генератор сумасшедших идей, масштабных проектов, не всем из которых суждено воплотиться. «Нет, конечно, я не ностальгирую. Тем более что я все-таки не реже чем раз в полгода приезжаю в Россию и даже в свой маленький родной городок Новосиль в Орловской губернии… У меня нет времени ностальгировать. Я увлекающийся человек, я много путешествую. Может быть, это чувство придет позже, когда захочется вспоминать о прошлом… Не знаю».

А в это время в Кремле

В дни архангельских гастролей Славе предложили стать художественным руководителем Петербургского цирка на Фонтанке.

«Конкурс на должность директора отменен, сообщил министр культуры России Владимир Мединский: «Полунин — звезда мирового уровня. У него масса творческих планов, и мы надеемся, что «Цирк дю Солей» еще локти кусать будет». По словам Мединского, Полунин уже написал заявление. Как отметил министр, Полунин сможет предложить кандидата на пост директора. Открытый конкурс на пост директора Цирка на Фонтанке должен был пройти сегодня.
«Как когда-то в 80-х я искал новый образ клоунады, так и теперь интересно искать более широко: новый цирк, новое кабаре, визуальный и уличный театр, сегодняшний карнавал, то есть всю современную культуру праздника, — написал Полунин в ответном обращении. Я хотел бы, чтобы «Цирк Чинизелли» в Санкт-Петербурге (так он в свое время назывался) стал настоящей лабораторией, школой, созидательным центром».
Однако сам артист наотрез отказывается комментировать свое новое назначение